Тема 12 ГП от 26 апреля Договорным обязательст¬вам по оказанию услуг . План. 1.Общее понятие 2.виды ДООУ К договорным обязательст¬вам по оказанию услуг, представленным в ГК, относятся обязательства из договоров перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, факторинга, банковского счета, банковского вклада, а также из без¬наличных расчетов и из договоров хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом, возмездного оказания иных услуг. Общие признаки договорных обязатель¬ств об оказании услуг: • особенности объекта обязательства — услуги нематери¬ального характера; • специфика связи услуги с личностью услугодателя. Основное отличие обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа: • в обязательствах подрядного типа результат вы¬полненных работ всегда имеет овеществленную форму, смысл обязательства состоит в том, чтобы пе¬редать полученный вещественный результат заказчику.; • в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания, нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказа¬ния, т.е. самой деятельности услугодателя. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер. Это различие учитывает действующее законодательство: согласно ст. 783 ГК общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяют¬ся к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездно¬го оказания услуг. Виды обязательств по оказанию услуг Договорные обязательства об оказании услуг в гражданском пра¬ве можно подразделить на определенные виды по характеру деятель¬ности услугодателя: 1. обязательства об оказании услуг фактического характера (выте¬кающие из договоров перевозки, хранения, возмездного оказания иных услуг); 2. обязательства об оказании услуг юридического характера (вытекаю¬щие из договоров поручения и комиссии); 3. обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридиче¬ского характера (вытекающие из договоров транспортной экспеди¬ции, агентирования, доверительного управления имуществом); 4. обязательства об оказании услуг денежно-кредитного характера (вытекающие из договоров займа и кредита, факторинга, банков¬ского счета, банковского вклада, а также из безналичных расчетов и страхования). Общая характеристика обязательств по оказанию услуг Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ под услугами понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Ст. 128 ГК РФ относит работы и услуги к объектам гражданских прав (помимо вещей, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, в том числе имущественных прав; охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальной собственности); нематериальных благ). Отношения, предметом которых являются работы и услуги, носят обязательственный характер и называются обязательствами по выполнению работ и оказанию услуг. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция она обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав — вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Этим обусловлена трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т. е. производителя. Отсутствие материального результата (вещественной формы) услуги обычно приводят в качестве признака, позволяющего отграничить услуги от работ. Признаки услуг: • активность характера поведения исполнителя, имеющего разовое (действие) или неоднократное проявление; • отсутствие интереса заказчика в материальном (вещественном) результате действия (деятельности) исполнителя; • неотделимость результата деятельности от исполнителя; • синхронность оказания и получения услуги. Виды обязательств по оказанию услуг: • обязательства по оказанию фактических услуг; • обязательства по оказанию юридических услуг. Оказание фактических услуг не влечет прямых юридических последствий (например, перемещение груза из одного пункта в другой, обеспечение сохранности имущества и т. п.). К таким обязательствам, в частности, относятся договоры перевозки и хранения. Оказание юридических услуг влечет прямые юридические последствия (совершение сделки, подписание договора и т. п.). Сюда можно отнести обязательства, вытекающие из договора комиссии, поручения и агентирования. Систему обязательств по оказанию услуг составляют: • транспортные обязательства (обязательства по перевозке — гл. 40 ГК. РФ, транспортной экспедиции — гл. 41 ГК РФ, буксировке — гл. XII КТМ РФ); • обязательства по страхованию (страхование — гл. 48 ГК РФ); • кредитные и расчетные обязательства (обязательства, вытекающие из договоров займа и кредита, — гл. 42 ГК РФ, финансирования под уступку денежного требования — гл. 43 ГК РФ, банковского вклада — гл. 44 ГК РФ, банковского счета — гл. 45 ГК РФ, расчетные обязательства — гл. 46 ГК РФ); • обязательства по оказанию иных фактических и юридических услуг (хранение — гл. 47 ГК РФ, поручение — гл. 49 ГК РФ, действия в чужом интересе без поручения — гл. 50 Г К РФ, комиссия — гл. 51 ГК РФ, агентирование — гл. 52 ГК РФ, доверительное управление имуществом — гл. 53 ГК РФ); • иные обязательства по возмездному оказанию услуг — гл. 39 ГК РФ. • Для изучения: С 1 января 2021 года утрачивают силу Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (далее — Правила № 1025). Взамен подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения". Обновленным проектом предлагается утвердить правила, регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания в рамках договоров бытового подряда или возмездного оказания услуг. Проект постановления разработан на основе Правил № 1025, но с учетом произошедших изменений, предусматривает возможность оказания бытовых услуг в рамках выездного обслуживания населения, что позволяет исполнителю услуг выполнять заказ на дому у заказчика. Согласно проекту при оказании услуг на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, исполнитель обеспечивает явку своего работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги. Предусматривается также возможность приема заказов дистанционным способом. Проектом установлены особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ), таких как пошив обуви, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий, химическая чистка, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление мебели, оказание услуг в парикмахерских, ремонт и изготовление ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Уточнено, что при изготовлении (ремонте) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь зарегистрированный в установленном законодательством РФ порядке именник, оттиск которого ставится на изготовленных (отремонтированных) изделиях в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В настоящее время в отношении проекта проводятся общественные обсуждения. Адрес ссылки: https://regulation.gov.ru ID проекта 02/07/07-20/00106107

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция по гражданскому праву.Тема Осуществление и защита гражданских прав